Добрая старость
Первый симптом старения — любовь к жизни.
Магдалена Самозванец
Что такое старость? Беспомощность, зависимость, умственный и физический упадок? Но если это так, то старым
должен считаться любой заболевший человек. А может, это такой возраст? Тогда какой именно? Ведь еще лет двести
назад долгожителем считался пятидесятилетний, а сейчас семьдесят — далеко не предел.
Несмотря на то, что в ветхом завете есть упоминание вполне определенной человеческой жизни (120 лет), однозначное сведение старости к
количеству прожитых лет для христианства несвойственно. Она представляет собой не столько физиологическое, сколько духовно —
нравственное состояние человека. Старость в православии — это в первую очередь мудрость. Ведь недаром люди, достигшие высочайшей
формы духовной жизни и постигшие то, что многим не откроется никогда, зовутся старцами. Само название говорит об огромном
уважении к пожилым людям.
Многих, чей возраст перешагнул определенный рубеж, все чаще и чаще одолевают мысли о смерти. Страх перед ней вполне естественен, так
как дан человеку для предохранения от болезней и сохранения жизни. Но иногда страх усиливается настолько , что может стать помехой
полноценного существования , и тогда, безусловно, необходима психологическая помощь.
Бывает, что страшен не сам уход, а страдания , предшествующие ему. С точки зрения Церкви, продолжительность и качество жизни в
большей мере зависит от нравственных, духовных, душевных качеств, чем от особенностей питания, физической нагрузки или режима дня.
Поэтому «добрая старость» в православии — это старость безболезненная, это отсутствие связи между возрастом и физическими недугами.
Смерть в христианской культуре — не формальное умирание тела, а очень важная стадия земной жизни, ее увенчание. Понятие это духовное,
поэтому практики омоложения и борьба за бессмертие православие не приемлет. Подобные идеи основываются на трактовке смерти как
полного прекращения существования ( и телесного, и духовног), а вечной молодости — как постоянной репиодически
повторяемой замены или «ремонта» вышедших из строя органов. Это бессмертие — лишь бегство от физической кончины, которое не имеет
ничего общего с бессмертием души.
В православии нет ничего позорнее пренебрежения к пожилым людям. Их почтение подразумевает постоянную заботу, проявление
доброжелательности и милосердия. К счастью, такие же принципы лежат в основе врачебной этики, о чем необходимо помнить всем
докторам , и, в частности, тем, кто позволяет себе исключать стариков из группы так называемых «социально — значимых» пациентов.
Добавить комментарий